Экология в цифрах: сколько стоит чистый воздух в Красноярске?

9181

17 января 2016


ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

11 января произошёл переломный момент в экологической истории Красноярска. Впервые Гидрометцентр расценил уровень загрязнённости воздуха как неблагоприятные метеорологические условия второй степени опасности. 

Это значит, что предельно допустимые концентрации пяти основных опасных веществ были превышены втрое. Заговорили даже о введении режима ЧС. В этом году красноярцы ещё ни секунды не прожили без режима «чёрного неба».

Сколько стоит чистый воздух, попыталась подсчитать корреспондент «Воскресных Новостей» ТВК Василиса Лукашевич.

21 век. Сибирь. Город окутан бурым смогом. Для сравнения: Лондон полностью отказался от обогрева углем ещё 60 лет назад. У нас проблема заключается не только в печах частного сектора, котельных и горящих отвалах заброшенного целлюлозно-бумажного комбината. 

Кстати, отходы на территории бывшего завода горят и выделяют формальдегид ещё с осени 2015 года. Однако к решению проблемы власти подступились только сейчас, когда воздух стал в прямом смысле ядовитым.

«На сегодняшний момент, чтобы принять какие-то меры как локализовать это загрязнение, необходимо мнение экспертных организаций, для чего была создана рабочая группа. 

На неё будут приглашены эксперты, чтобы определить сумму, сколько это будет стоить», – рассказал «Воскресным Новостям» ТВК заместитель руководителя Росприроднадзора по Красноярскому краю Виталий Нетребко.   

Чистое небо над Красноярском стоит денег, и не только в случае с ЦБК. Представитель экологического движения Сергей Шахматов знает об этом не понаслышке. 

Будучи ещё чиновником министерства природных ресурсов и экологии, он не раз получал предложения от жителей убрать, например, алюминиевый завод из города.

«Вот сколько стоит перенести КрАЗ за черту не просто города, а за черту санитарно-защитной зоны, на 15 км, реально ли Советский район вздохнёт? Это вопрос нескольких сотен миллионов долларов. 

Нужно фактически построить новый завод. Готов пойти собственник сегодня на это – не готов – это скорее вопрос риторический», – заявил «Воскресным Новостям» руководитель отделения всероссийского движения «Зелёная Россия» Сергей Шахматов.

Предположим, у нас есть бесконечное количество денег на улучшение экологии. Начинаем составлять смету. Итак, как минимум в 15 млрд рублей обойдётся перенос КрАЗа, плюс 6 млрд рублей на фильтры ко всем оставшимся трубам. 

В качестве выхода из кризисной экологической обстановки губернатор Виктор Толоконский предложил заменить на красноярских ТЭЦ уголь на газ.

«Конечно, это не быстро, это не завтра, потому что это большие объемы строительства подвести газ, но газ обязательно в Красноярск придёт, и это будет стратегическое решение проблемы. Выбросов будет не на проценты меньше, а на порядки», – сообщил губернатор. 

Красноярские учёные уже сделали вывод: переводить теплоэнергетику Красноярска на газ нецелесообразно. По словам директора Политехнического института СФУ Евгения Бойко, подвод газопроводов обойдется минимум в 178 млрд рублей, максимум – в 250. 

Для сравнения – это 1,5-2 годовых дохода бюджета всего края. Плюс реконструкция самих ТЭЦ – 18 млрд. 

Теплоэнергетики уверяют: при переходе на газ стоимость тепла кратно увеличится. Например, при угольной технологии цена 1 мегаватта составляет 890 долларов. А для парогазовых установок стоимость того же мегаватта составит уже 2,5-3 тыс. долларов. 

То есть переход на более экологичное сырьё повлечет внушительный рост тарифов для населения.

«А если мы еще потратим 178 млрд рублей на газификацию, то точно вы получите более 5-6 тыс. рублей, газовая генерация становится убыточной в 2-2,5 раза», – рассчитал убытки директор Политехнического института СФУ Евгений Бойко.

40 % грязи в воздух выбрасывают 500 тыс. красноярских машин. И не только в пробках. Если под вашими окнами во дворе, например, самого чистого Октябрьского района на автопрогреве стоит десяток машин,вы получаете дозу углекислого газа и окиси азота больше, чем от алюминиевого завода. 

Доцент кафедры транспорта СФУ Александр Фадеев знает это и даже зимой не прогревает вхолостую машину. Почти сразу потихоньку едет. 

Говорит, можно потратить несколько сотен млрд рублей на двухъярусные дороги и развязки, но вместо этого следует развивать удобную общественную маршрутную сеть. По факту же самый экологичный транспорт в нашем городе – трамваи и троллейбусы – работают в убыток.

«Маршрутная сеть – это задача комплексная. Т. е., чтобы расширить сеть троллейбуса, нужно сузить сеть автобуса. Сеть автобуса проще развивается, потому что для автобуса нужны существенно меньшие затраты в развитие сети, чем, допустим, для трамвая или для троллейбуса. Мы пока что ещё не решили, что экология для нас важна», – рассказал «Воскресным Новостям» доцент кафедры транспорта СФУ Александр Фадеев.

Километр новых трамвайных путей исчисляется сотнями тысяч рублей. Километр троллейбусных линий – десятками. Продолжаем фантазировать: чтобы заменить все автобусы на более экологические варианты, нужен ещеё минимум миллиард рублей.

Завести централизованное отопление в частный сектор Красноярска – ещё миллиард. Изменить технологию сброса воды с Красноярской ГЭС, чтобы Енисей замерзал, в городе уменьшилась влажность и, как следствие, меньше грязи задерживалось в воздухе. Это ещё приблизительно 4 млрд рублей.

Экологи подсчитали – чтобы воздух лучше фильтровался, нужно удвоить количество зелёных насаждений в Красноярске. Один саженец сегодня стоит около 10 тыс. рублей. Пусть не на миллион деревьев, а всего на 500 тыс., требуется еще 5 млрд рублей. 

Итого нам нужно 230 млрд рублей на чистый воздух. Пофантазировали – и хватит. По факту ежегодный бюджет краевого министерства на экологические мероприятия составляет 80 млн. рублей.