«От бакалавриата к специалитету?»: что означает выход России из Болонской системы

6615

8 июня


ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Все российские вузы исключили из Болонского процесса. В Минобрнауки заявили, что Россия будет разрабатывать собственную «уникальную» модель высшего образования. Означает ли это, что в вузах перейдут от бакалавриата к специалитету? Как отказ от Болонской системы скажется на международной интеграции студентов? Разбирались «ТВК Красноярск».

«От бакалавриата к специалитету?»: что означает выход России из Болонской системы


Что такое Болонская система

Болонский процесс – это движение по созданию единого Европейского пространства высшего образования.  В рамках Болонской системы студенты могли получить степень бакалавра в России и продолжить обучение в европейском вузе. Также можно было отучиться на бакалавра по одной специальности, а в магистратуру идти на другую.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Так в стране появились бакалавриат и магистратура, но вместе с ними сохранился специалитет, который подразумевает обучение в течение 5-6 лет.


Выход России из Болонской системы: конец бакалавриату?

В мае Минобрнауки сообщили, что страна откажется от Болонской системы. Но Болонская система исключила Россию первой. Накануне замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев заявил, что все российские вузы вывели из процесса по решению Болонской группы. 

Многие предположили, что вместе с этим в России исчезнут бакалавриат и специалитет. Однако министр образования и науки Валерий Фальков в разговоре с «Коммерсантом» опроверг это. По его словам, реформа не означает запрета бакалавриата и магистратуры, но теперь университеты смогут отказаться от них в пользу «исторического» специалитета.

Фальков также заявил, что в системе магистратуры нужно будет «навести порядок». Министр уверен – необходимо, чтобы бакалавры могли выбирать только «профильно близкие» направления.

«Нужно поправить очевидные огрехи. Например, когда человек без профильного образования поступает в совершенно другую магистратуру. Я не говорю, что нужно прямые траектории устанавливать, что на юриспруденцию сможет поступить только юрист. Наверное, экономисты могут и в маркетинг пойти, но довольно странно, если у нас выпускник журфака пойдет на энергомашиностроение».


Что ждет российских студентов

Валерий Фальков заявил, что главным преимуществом Болонской системы является международная академическая мобильность студентов и преподавателей. По словам министра, Россия готова ее поддерживать, но европейские коллеги в одностороннем порядке решили отказаться от сотрудничества с российскими университетами. Значит, «любая мобильность как таковая в этом направлении уже не актуальна», заявил Фальков.

«ТВК Красноярск» поговорили с доктором юридических наук, заведующим кафедрой Конституционного права ЮИ СФУ Андреем Кондрашевым. Он считает, что отказ от Болонской системы «крайне негативно» скажется на международной интеграции студентов.

«Суть Болонской системы заключается в том, она позволяет академическую мобильность, когда студент может получить определенную часть образовательных курсов в другой стране. В стране, где он ведет основное обучение, ему эти курсы зачтут автоматически. Это первая и основная цель Болонской системы. Вторая цель – признание диплома, полученного в любой из стран-участниц без дополнительных подтверждений квалификации.

Скорее всего, главное последствие спецоперации в том, что российским студентам будет крайне сложно, если не сказать практически невозможно проходить академический обмен в так называемых недружественных странах, а это практически все страны Европы. Второе – российские дипломы не будут признавать в странах Европы. Это крайне негативные последствия Ранее целый ряд стран признавали их без дополнительного подтверждения квалификации», – уверен Андрей Кондрашев.

По словам Андрея Кондрашева, тотального отказа от системы бакалавриат/магистратура ожидать не стоит. Вероятно, сами вузы будут определять, нужно ли им переходить на специалитет:

«Специалитет и сейчас есть: по ряду программ он довольно большой. В юриспруденции, например, порядка 15-20% учатся на специалитете. Другой вопрос, насколько массовым будет этот переход. Я не считаю его востребованным, потому что вузы за 15-20 лет адаптировали свои программы, студенты к этому привыкли. Эта система сложилась определенным образом – ломать ее, на мой взгляд, будет неправильно».

«ТВК Красноярск» также поговорили с проректором по стратегическому развитию и практико-ориентированному обучению Красноярского аграрного университета Марией Озеровой. Она согласна, что в обозримом будущем вузы не будут отказываться от системы бакалавриата/магистратуры.

«Пока нет четких объяснений для вузов по поводу перехода на специалитет. На сегодняшний день мы слышим о праве выбора между бакалаврской программой либо программой специалитета. Пока мы на паузе и к началу учебного года ожидаем решений Министерства образования и науки.

На мой взгляд, вузы не будут полностью отказываться от бакалавриата. В переходном периоде это будет смежная работа. Другое дело, что Болонская система предполагала признание дипломов зарубежными странами и мобильность студентов. Эта модель свое существование прекратила, в том числе это связано с той позицией, которая возникает по отношению к России в свете спецоперации», – считает Мария Озерова.

Сохранится ли возможность обучения в российских вузах для иностранных студентов и обучения наших студентов за рубежом? Пока это открытый вопрос, считает Мария Озерова.

«Я предполагаю, что этот процесс наверняка продлится, но может измениться его характер. Все зависит от того, насколько мы откажемся от системы бакалавриата. Я думаю, что те вузы, которые настроены на обучение иностранных студентов, сохранят эту систему. Вероятно, какие-то возможности обучения за рубежом будут и для наших студентов».


Фото: Антон Новодережкин/ТАСС