«Метро: попытка №5»: «Большой репортаж» ТВК о строительстве красноярской подземки

6372

3 июня


На площади Революции под клумбой находится одна из первых станций красноярского метро. Попасть туда не получится еще очень долго – шахту засыпали песком в 2009 г. Красноярскому недостроенному метро уже почти 28 лет. В 1999 г. впервые заговорили о его консервации. После этого много денег утекло в стройку, которой пока не суждено закончиться и по сей день. Потрачены миллиарды рублей: на проекты, строительство и консервацию. Тем временем власти просят выделить деньги на еще одну – пятую – попытку построить метро. Почему же с метро у Красноярска все так сложно? Нужна ли нам подземка? Ответы на эти вопросы в большом репортаже Елены Армас «Метро: попытка №5»

Попытка №1 – 1995 год

Торжественное перерезание красной ленты, шампанское и надежда. Так начиналась первая попытка построить метро в далеком октябре 1995 г.

О том, что Красноярску нужна подземка, заговорили еще 1983 г. Метрополитен в то время не просто транспорт – это престиж и статус для города. Эксперты разработали проект, его утвердили в Госплане СССР. Но спустя 5 лет, в 1989 г. все проекты метро в регионах свернули по экономическим причинам.

В начале 90-х строительство возобновили по инициативе в то время губернатора Красноярского края Валерия Зубова. В 1995 г. вырыли первый ковш для будущей станции «Площадь Революции».

Через 5 лет планировали открыть 5 первых станций. Но уже в 1999 г. появились серьезные проблемы с финансированием – работы остановили на стволе станции возле ЖД вокзала.

На станции отключили электроэнергию и насосы для откачки воды – это был протест в ответ на то, что власти не выделяют достаточно средств. На тот момент уже бывший губернатор Валерий Зубов заявил, что федерация всегда давала деньги на строительство подземки, но нужно было уговаривать, требовать и находить средства в краевом бюджете, ведь останавливаться было нельзя.

«Если мы с этого поезда, под названием строительство метро, выскочим, обратно уже не заскочить», – сказал Зубов в 1999 г.

Попытка №2 – 1999 год

Решили попытаться построить метро еще раз. Теперь вложиться в подземку предложили самим красноярцам – с помощью лотерейных билетов.

Не получилось. Но строительство все равно продолжилось, правда, очень медленно. Как итог – к 2000 г., за 5 лет, прошли всего 200 м. тоннелей. Работали тогда всего 8 человек. Но власти все равно тешили красноярцев надеждами – «скоро прокатимся с ветерком».

«Надо отнестись к этому как к всенародной стройке. Будет метро. И я с вами еще прокачусь в первом вагоне», – говорил Валерий Глотов, бывший заместитель губернатора Красноярского края, в 2000 г. курировавший строительство метро.
Надежды подкрепили новым оборудованием. В 2003 г. на строительной площадке станции «Высотная» торжественно запустили дорогостоящий тоннелепроходческий комплекс LOVAT. На запуске присутствовали, как и положено, первые лица города.

Петр Пимашков – на тот момент мэр Красноярска. Тогда приближалась предвыборная гонка, а метро было чуть ли не самой главной мечтой красноярцев. Потому Петр Иванович воодушевленно обещал, что метро у нас точно появится к 2008 г. Сегодня уже 2021 г., а надежда у бывшего мэра Красноярска все еще не угасла.

«Мы тогда верили. Не просто верили, мы понимали, сколько может проходить этот комбайн LOVAT в течение года. Все это считается. Все мы могли построить. Финансовые проблемы были, есть и, к великому сожалению, будут. Решение этой проблемы затянулось. Но, еще раз повторяю: сейчас появилась уверенность. Красноярск давно заслужил метро, и оно будет построено», – считает теперь уже депутат Госдумы Петр Пимашков.
В 2003 г. уверенность тоже была. Правда, быстро растаяла. На тот момент метро финансировалось на 20% из федерации, на 80% – из городского и краевого бюджетов. Но скудных денег региона не хватило на масштабный проект метрополитена. Как следствие – очередная заморозка стройки и забастовки рабочих. При этом руководители «Метростроя» уже тогда говорили: чтобы запустить хотя бы одну ветку, надо около 3 млрд руб. в год. Причем стабильно. Половина от федерации, половина от местных бюджетов.

«Если не будет принята госпрограмма, не будет выделяться 3 млрд руб. в год, а будет только 10 млн, значит, строительство метро растянется более чем на 100 лет. И это будет закапыванием госсредств», – говорил в 2003 г. генеральный директор ОАО «Бамтоннельстрой» Александр Голышев.

Попытка №3 – 2006 год

Как словом – так и делом. 3 млрд руб. никто не дал, но строительство потихоньку продвигалось. К концу 2007 г. прошли более 3 км тоннелей.

Однако 2008 г. начался с консервации одной из первых станций метро «Площадь Революции». Шахту засыпали песком, а в 2011 г прекратили строительство и на других объектах подземки. Тогда же перестали выделять деньги из федерации.

С 2011 по 2014 гг. город тратил 50 млн руб. только на консервацию метро – поддержание уже построенных тоннелей. Затем эта сумма увеличилась до 76 млн руб. ежегодно. За все время строительства на подземку, которой нет, уже потратили более 6 млрд руб.

Попытка №4 – 2012 год

В 2012 г. губернатор Лев Кузнецов заявил, что в Красноярске продолжают строить метро. Из федерального бюджета обещали выделить 1 млрд руб. Но поступления этих денег в город и возобновления работ так и не произошло. Поэтому в 2015 г. депутаты и вовсе предложили засыпать метро, мол, это траты в никуда.

«Если вы вспомните Новосибирск – это была плановая экономика. Ну, хватит пиариться. Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас. Давайте потратим какие-то деньги и закопаем», – говорил в 2015 г. депутат Горсовета Александр Коропачинский.
О метро у нас вспоминают с завидной регулярностью. Особенно перед выборами или приездом Путина. В последний раз так громко о подземке говорили в преддверии Универсиады. Теперь каждое обещание достроить подземку – конкурентное преимущество властей. Ведь многие красноярцы все еще мечтают прокатиться в вагоне метро.

За Уралом метрополитен не строили более 30 лет. Последний – в Новосибирске, там его открыли в 1985 г.

Казанский метрополитен – единственная подземка, которая открылась в России после распада СССР.

Остальные – Омск, Челябинск, Пермь, Уфа, Ростов-на-Дону – такие же недострои, как у нас.

Или метро в Красноярске уже не недострой?

Попытка №5 – 2021 год

2021 г. Пятая попытка построить метро. И вот как в мечтах метростроевцев должно выглядеть начало нашей подземки. Первая ветка – 9 станций – от Высотной через центр и до Октябрьского моста. Сначала запустят первые 6 станций до «Ленинской», а затем остальные 3.

Главный метростроевец Красноярска Игорь Иванов занимается метрополитеном уже 23 года. Он уверен: подземка нам нужна в первую очередь как сибирскому городу – чтобы люди не мерзли на остановках в ожидании автобусов.

«Мы надеемся, и расчеты показывают, что в резко-континентальном климате Сибири пассажиры выбирают именно наш транспорт и никакой другой. Первый этап – это 6 станций. В техническом задании на конкурсе было заявлено, что мы делаем изыскания на 9 станций, но на 6 станций делаем стадию "П" – проект. Первыми будут сданы 6 станций, а через год-два – еще 3 станции», – говорит строитель метро.
При этом заново копать подземку не будут. Стройка продолжится на уже проложенных тоннелях. Но технологии строительства изменились, поэтому старый проект переделали. Этим занялся «КрасноярскТИСИЗ». Они же публикуют эскизы метро. Недавно показали, как будет выглядеть первая ветка будущего метрополитена.

Это дизайн шести станций, которые входят в первую очередь строительства подземки – «Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции», «Проспект Мира» и «Ленинская». На них потратят 90 млрд руб. Потом добавят еще 3 станции – на их постройку уйдет еще 17 млрд руб. Длина первой линии нашего метро составит около 12,5 км.

Сейчас проект находится на Главгосэкспертизе. Но метро уже близко, как никогда, говорит руководитель инженерно-изыскательной организации Олег Митволь:

«Единственное, что сейчас вызывает вопросы со стороны экспертизы – это вопросы обследования тоннеля. От предыдущего строительства остался небольшой участок. Как только мы досогласуем – у нас немножко отличается мнение от мнения коллег из экспертизы – мы можем считать, что проектную работу закончили. Дальше – разработка рабочей документации и строительство».
Недавно стало известно, что первую, самую главную часть проекта, в которую входят геологические и геодезические обследования, исследование инженерных сетей и культурных объектов на месте постройки, уже согласовали. Другие две части все еще на экспертизе. Снова появилась призрачная надежда.

Метро для красноярцев – это уже даже не городская легенда. Это нечто сакральное. В некотором роде символ распада СССР и кризисных 90-х. Мы верим: подземка обязательно решит все проблемы – с пробками, с экологией, с общественным транспортом.

Но нужно нам метро на самом деле? Или это просто привычка – хотеть метро?

Сейчас Красноярск разделился на два лагеря. Одни слепо верят в чудесную силу метрополитена, а другие настаивают: это пустая трата денег. Почему те, кто когда-то хотел метро, теперь просят ни в коем случае его не строить?

Директор коммуникационного агентства Василий Дамов живет в Красноярске с начала 90-х. Он видел и торжество стройки, и ее вечные проблемы, потому уверен: у красноярцев пропало доверие. Произошло это в конце нулевых, когда начали консервировать первую станцию. А все последующие возрождения «стройки века», по мнению красноярца, были обычным пиаром:

«Я думаю, что у людей в голове живет мысль, что метро – это признак столичности. Вот будет у нас метро, и сразу как станем крутыми, заживем! Будет метро – значит, все остальное тоже будет. Но, на самом деле, метро – это очень дорогая игрушка. Нужно много денег, чтобы его построить. Еще больше – чтобы его содержать. Сейчас эта история скорее про пиар. Я не вижу, откуда возьмутся федеральные деньги на метро».
Нехватка финансов – первая и самая главная причина, почему у Красноярска до сих пор нет метро. Федерация хоть и обещает строить подземку, но не слишком щедра на вложения, да и стабильно выделять какую-то определенную сумму в год не может или не хочет. А краевого и городского бюджетов на такой крупный проект попросту не хватает. Недавно краевые власти попросили у федерации еще 114 млрд. руб. Говорят: точно будем строить.

Выделит федерации деньги или нет – пока неизвестно. Но урбанисты уже говорят, что эти миллиарды снова закопают в землю. Ведь метро нам, по сути, не нужно. Оно не избавит город от всех дорожно-транспортных проблем. И эти деньги лучше потратить на альтернативный транспорт, который свяжет весь город, а не только пару районов. Скоростные трамваи, городские электрички, новый автобусный парк – нужно решать проблему комплексно, а не слепо идти под землю. Еще важно учитывать опыт других городов.

«Они делают метро, но это будет инвалид. Как в Самаре, Новосибирске и в Нижнем Новгороде. Можно сделать альтернативную систему метрополитена с помощью трамвая или троллейбуса. Сейчас довольно много систем bus rapid transit – то есть это движение по особой выделенной полосе, на которую не могу заезжать другие виды транспорта. Это даже лучше и дешевле, чем метрополитен. Нужно смотреть на проблему в комплексе, а не говорить, что нам срочно нужно метро. Если мы обновим и переделаем систему общественного транспорта, мы сделаем жителям города намного лучше, чем сделаем метро и закопаем много-много денег под землю», – считает урбанист Иван Новичихин.
Другая причина недостроя, как ни странно – наш центр города. Это плотная историческая застройка и узкие дороги. Перекрытие улиц для строительства метро приведет к коллапсу.

Даже если метро в Красноярске построят, оно станет одним из самых глубоких в России – это третья причина, почему с подземкой у нас все так сложно. Под Красноярском капризный грунт – трещиноватый, обводненный и проседающий, требует тщательного крепления забоев, специальных методов проходки и глубокого котлована.

Средняя глубина должна составить около 60 м., говорят геологи. Для сравнения: у самого глубокого, петербургского метро средняя глубина – 57 м. Там, кстати, грунт очень похож на красноярский. Но нам нужно рыть глубже.

«Те станции, которые между железной дорогой – "Вокзальная", и дальше по левому берегу – боюсь, придется строить глубоко, потому что иначе они будут плавать среди грунтовых вод. Это потребует очень сильной гидроизоляции, чтобы избежать протечек. Во-вторых, тоннель в такой рыхлой породе, в воде, будет вести себя, как шланг с воздухом, который вы пытаетесь утопить . Он будет здесь тонуть, а там всплывать. Такая дополнительная динамика ни к чему хорошему не приведет. Поэтому надежнее, чтобы это все располагалось глубже», – комментирует доцент кафедры геологии месторождений и методики разведки ИГДГиГ СФУ Павел Самородский.
Но захотят ли красноярцы спускаться на 60 м. под землю ради того, чтобы проехать пару станций? Ответ на этот вопрос подсказал специалист в сфере транспорта, профессор ВШЭ Михаил Блинкин. Он уверен: учитывая плотность населения, метро у нас может вообще не быть востребованным, а тем более на такой глубине:

«Спускаться на большую глубину имеет смысл, когда у меня могучая развитая сеть, и я еду на огромные расстояния. Спускаться под землю, когда мне надо проехать небольшие расстояния – непривлекательно для пассажиров. Надо понимать, что даже если какие-то деньги будут выделены, это будет отдельная ветка метро, грубо говоря, от точки А до точки Б. Она что-то обслужит, но для остального города это будет просто выставка достижений народного хозяйства. Это не транспортная система. Если что-то делать, то именно с охватом города, чтобы это была нормальная система, обслуживающая все пятачки городской территории. Нужен умный, хороший проект современного рельсового транспорта. Не обязательно лезть под землю, а в вашем случае даже бессмысленно. Это категорически не проходит по деньгам».
Да и метро вряд ли разгрузит дороги, говорят эксперты. Ведь не все автомобилисты захотят отказаться от своих личных авто. С такой проблемой столкнулся Новосибирск. Там построили уже 2 линии метро, 13 станций, но подземка в полуторамиллионном городе не слишком популярна, и жители продолжают стоять в пробках.

Чтобы не повторять историю соседа, нужно развивать наземный транспорт, уверен Василий Дамов. А чтобы разгрузить дороги в том же центре, который каждый будничный вечер стоит в 10-балльных пробках, достаточно ввести ограничения на въезд авто.

«Частный автомобильный транспорт из центра города нужно убирать. Мне кажется, если ограничить центр города Медакадемией, Копыловским мостом, тюрьмой и набережной, из этого прямоугольника частный транспорт нужно максимально быстро, максимально количественно убирать. Люди могут видеть на примере Новосибирска, что наличие в городе хорошего, разветвленного метро не разгружает улицы. Новосибирск последние год-два стоит в хронических 10-балльных пробках, и метро на это не влияет никак», – считает Василий Дамов.
Неудачных опытов с подземкой, помимо Новосибирска, в России предостаточно. Один из очень похож на наш. Челябинск – промышленный город-миллионник с 30-летней историей подземки. Метро там решили построить, как и у нас, в начале 90-х годов. Несколько лет назад федеральный центр перестал финансировать проект, и стройка остановилась. На метро в Челябинске потратили около 20 млрд руб. Ежегодно на поддержание уже построенных тоннелей и станций тратится от 200 до 400 млн руб. – это большие суммы для региона. Но никто из руководства не решается свернуть проект и закопать метро.

«30 лет мы строим метро. Это наша головная боль. За это время в области несколько раз сменился руководящий состав, а наше метро передается по наследству. Никто не готов сказать "стоп, закончили" и зарыть метро, потому что на это нужно 9 млрд. А чтобы достроить нужно 70 млрд. У Челябинска и области таких денег нет, нужны какие-то федеральные субсидии. Федералы денег не дают. Приходится поддерживать то, что есть. На данный момент у нас все 4 станции. Помню, когда я поступала в институт, это был 2003 г., нам обещали достроить метро в 2007 г. Сейчас 2021 г. – метро до сих пор нет», – рассказывает главный редактор телеканала «31 Канал – Челябинск» Евгения Моргунова.
Давать деньги Москва пока отказывается и Красноярску. В мае вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что 100 млрд на строительство метро у нас – это слишком большая сумма, нужно урезать.

«Я уже договорился отправить туда своих проектировщиков. Считаю, что заявленная сумма в 100 млрд достаточно большая. Мы найдем решение более дешевое, более оптимальное. Но начатое надо закончить, потому что это приводит к технологическим рискам, потому что мы же под землей каналы прорыли, а их нельзя так бросать, их надо заканчивать», – заявил вице-премьер Марат Хуснуллин.
Как теперь сложится судьба красноярской подземки – неизвестно. Возможно, нас ждет новый проект метро, что отложит строительство еще на несколько лет. Сейчас все города, где не могут достроить метро, смотрят на Красноярск, как на палочку-выручалочку. Если у нас получится построить эффективную подземку, то и другие смогут просить деньги у федерации, чтобы завершить свои проекты. Здесь у нас одна общая мечта – достроенный метрополитен.

Многолетнюю судьбу Красноярска и подземки решит Главгосэкспертиза. Если новый проект пройдет все согласования, то начать строительство обещают уже в конце этого года. Это станет пятой попыткой построить метро. Желания, как и все 30 лет до этого, много. Целесообразность проекта и финансирование смущает и экспертов, и горожан. Но, тем не менее, все ждут подземку. Увенчается ли пятая попытка построить в Красноярске метро успехом? Или все закончится, как множество раз до этого?


Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.