«Бизнес – погрешность в экономике страны»: эксперты о низкой предпринимательской активности в Красноярском крае

1309

19 апреля


Питание, транспорт и логистика – 3 самых популярных направления бизнеса у россиян. Такие данные приводят аналитики «Яндекса». Исследование проводилось на основе запросов пользователей в поисковике. Однако предпринимательская активность в стране ниже среднемирового уровня. С чем это связано – выясняли «ТВК Красноярск».

Большинство россиян представляют свое дело в сфере услуг. В списке самых популярных видов бизнеса от поисковика насчитывается порядка 150 вариантов. 

Лидерами по числу запросов оказались магазин одежды, кафе, таксопарк, пункт выдачи заказов и аптека.

   

В компании отмечают, что если самые популярные запросы одинаковы практически во всех регионах, то менее популярные бизнес-идеи могут значительно отличаться из-за характерных особенностей региона. Так, например, жители Москвы чаще других хотят открыть маникюрный салон, жители Санкт-Петербурга – ларек с шаурмой, жители теплых Ставрополя и Краснодара – магазин овощей и фруктов, а жители Сочи – гостиницу.

У красноярцев же популярным запросом стало открытие своего ломбарда, детского сада и клининговой компании. Однако, как показал наш собственный опрос, выбор потенциальный красноярских бизнесменов не сильно отличается от столичного – людям задали вопрос, какой бизнес они бы открыли, если бы появилась возможность. Красноярцы назвали салон красоты, пекарню, частную школу.

К сожалению, доля малых и средних бизнесов в нашем крае очень маленькая. Связано это с тем, что наш регион – сырьевой, и здесь базируются крупные отраслевые предприятия. Однако, по словам эксперта в области бизнеса Юлии Симбиревой, любому региону важно соблюдать баланс между сферой услуг и крупным бизнесом, чтобы качество жизни жителей края было выше.

«Такой перекос приводит к тому, что, не обеспечивая должное развитие малого бизнеса в крае, который является сырьевым, мы вымываем хорошие кадры отсюда, и становится некому работать на крупных предприятиях. Поэтому, с точки зрения страны, очень важно соблюдать баланс. Понятно, что у Красноярского края специализация своя, но уровень жизни тоже должен быть определенный, чтобы люди здесь оставались», – говорит Юлия.

Аналитики «Яндекса» также проанализировала интерес россиян к тем или иным бизнесам на протяжении последних 10 лет.

Например, в 2014 г., на фоне запрета курения в кафе и барах, взлетел интерес к открытию кальянных. В 2016 г. многие задумались о своей бургерной, в 2018 г. резко выросло число запросов об открытии онлайн-школ. В прошлом году, в период самоизоляции, россияне больше интересовались пунктами выдачи, курьерскими компаниями и кухнями с доставкой.

 А вот другие виды бизнесов заметно потеряли привлекательность для россиян.

Так, турфирма, в 2011 г. занимавшая первое место в списке, теперь только десятая, парикмахерская откатилась с пятой на двадцатую строчку. Кроме того, исследование показало только три заметных падения интереса в принципе к открытию своего дела за последние десять лет: в кризисные 2014 и 2015 гг. ну и, конечно, в коронавирусный 2020 г.

По данным «Сбербанка», лишь 3% россиян ведут собственное дело. Предпринимательская активность в стране остается ниже среднемирового уровня. Малый и средний бизнес должны быть лицом экономики государства, но у нас это, по словам финансовый аналитика бизнесмена Дмитрия Потапенко, лишь филейная часть.

«Большая часть малого и среднего бизнеса находится в банкротом или предбанкротном состоянии. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что система управления, которая на сегодня у нас есть, не подразумевает конкуренцию, а бизнес – это всегда конкуренция. Вся поддержка носит имитационный характер. Не раздача гранатов нужна бизнесу. Бизнесу нужен спрос, а для этого у людей должны быть деньги. У нас бизнес с вами не нужен в экономике страны. Бизнес – это математическая погрешность в экономике страны».

Недавно стало известно, что Госдума хочет ввести новый налог на предпринимателей. Доходы от него пойдут на пособия безработным. Инициативу могут обсудить уже осенью 2021 г.
Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.