«Неравнодушные»: музей кукол Натальи Сафоновой

1439

16 февраля


«Неравнодушные» – новый совместный проект ТВК и Фонда Михаила Прохорова. Это истории о местных культурных инициативах и о настоящих энтузиастах, которые живут рядом с нами. В первом выпуске Наталья Кечина рассказывает о музее кукол Натальи Сафоновой.

Свою первую собственную куклу Наталья Сафонова купила в Германии, когда ей было 30 лет. Восхитилась и вдохновилась так, что из каждой заграничной поездки потом стала привозить редких кукол со всего мира. Сначала хранила дома, но за четверть века их скопилось порядка тысячи, держать в коробках все это она посчитала кощунственным – такую красоту должен видеть мир. И когда сын отдал ей пустующий ангар, она тут же затеяла реставрацию его под музей.

Наталья родилась в интеллигентной благополучной семье, но в их доме никогда не было кукол.

«Мои родители из крестьянских семей, они родились в войну. Их с детства приучали беречь каждую копеечку. Нам с братом в основном покупали только книги, родители пытались дать нам хорошее образование», – делится Наталья.

С покупкой первой куклы Наталья стала изучать историю фабрики, на которой ее выпустили и кукольной промышленности в целом. Эта история оказалась не просто про куклы, а про то, как развивалась цивилизация и менялся мир. О самых трагичных и радостных эпизодах развития человечества могли бы поведать эти куклы, если бы умели говорить.

Родоначальники кукол появились задолго до нашей эры. Сначала они выполняли роль культовых и ритуальных элементов. Наша Масленица, которую сжигали – это ведь тоже кукла. С развитием цивилизации возраст детства увеличивался и кукла постепенно превращалась в игрушку для воспитания и развития детей. С начала XIX в. были популярны куклы из папье-маше, из которого делали головы, ручки и ножки, тело набивали соломой.

Значительные события в истории и культуре становились поводом для появления кукол. В 1865 г. Льюис Кэрролл написал свою знаменитую «Алису в Стране чудес», в Англии сразу стали выпускать восковых кукол с именем главной героини.

Если не брать во внимание Китай, который нынче штампует любые подделки, непревзойденным лидером по производству кукол до сих пор остается Германия. В музее – целый детский уголок немецких фройляйн. В маленьких городах Германии – не было никаких производств и градообразующими предприятиями были кукольные фабрики. Там в основном делали фарфоровые головки. Другое производство было надомным. В каждом дворе девочки, начиная лет с четырех, набивали тела, вытачивали ручки.

История отечественной кукольной промышленности так же непроста и местами трагична – как история страны. Советские куколки 30-40х годов в каком-то смысле частично спасли страну от голода. Выпускаемые в национальных костюмах, они экспортировались в США в обмен на продовольствие. Теперь благодаря таким энтузиастам как Наталья Сафонова куклы возвращаются на родину.

«После Октябрьской революции все разбомбили, потому что считалось, что куклы детям рабочих и крестьян не нужны. Что это пережитки буржуазного прошлого», – рассказывает Наталья.

Потом наши спохватились – ведь с помощью кукол можно тоже идеологически воздействовать. Но если европейцы в эти годы уже в 20-м в. выпускали невероятных красавиц, то наши только учились. Появившиеся в массовом производстве после войны, советские куклы не выдерживали никакой критики.  

Но вот парадокс. У Натальи как и у всех девочек СССР в школе были уроки труда и домоводства. Они привили любовь к рукоделию и определили ее жизненный путь. Ее школа была подшефной у красноярской фабрики игрушек. .

«Мы для этой фабрики шили платья. Платьица были простые. У нас в неделю 8, 9, 10 класс целый день был выделен для домоводства».

Музей Натальи Сафоновой называют лучшим в стране профессионалы не только России. Но держит она его далеко не из-за денег.

«С точки зрения коммерции, это, конечно, не вложение. Мне даже дешевле, когда музей стоит закрытым, чем открыт, потому что цена и количество тех проданных билетов не оправдывают даже коммунальные услуги. Для любого коллекционера очень важно, чтобы его коллекцию увидели, оценили, я получаю такой огромный заряд энергии от той благодарности посетителей. Это проект для души, который радует не только меня», – делится Наталья.

На входе в музей слова Пелевина: «Куклы не умирают, в них просто перестают играть». Все хозяйки кукол уже ушли из жизни, а куклы остались, хранят историческую память и невероятную энергию праздника и счастья. Ведь их любили и в них играли дети. Если и есть мистика кукол, как считают некоторые, так она именно в этом.