«БизнесStory–2016»: Николай Иваненко

8996

22 июня 2016


«БизнесStory–2016»: Николай Иваненко

9 лет назад лучшие бизнесмены Красноярска рассказывали о жизни и себе в эфире ТВК. В рамках телепроекта «БизнесStory» горожане узнали о том, кто и как строил свой бизнес, есть ли у беспринципных предпринимателей душа, и каково это – не спать сутками ради любимого дела.

Спустя 9 лет, в рамках 22-летия ТВК, мы решили повторить проект и узнать у героев тех самых передач – а что изменилось за это время?

Николай Иваненко тогда участия в проекте не принимал. Хотя разговор с ним мог бы быть самым интересным из всех. Филолог, ставший дизайнером, придумал упаковку практически для всех красноярских телеканалов. 

Он – автор идей, названий и графического воплощения многих местных событий и компаний. Например, IQ-бала. Мы разговариваем с Николаем у него в офисе. Кроме нас в 10 утра – никого. Я прошу его рассказать о том, как строился бизнес.

– Я не очень имею отношения к бизнесу, – скромно замечает собеседник. – Я случайно попал в рекламу в 1991 г. И тогда задачи, которые ставили клиенты, требовали новых подходов. 

Я не помню, были ли тогда дизайнеры… Но были люди, которые так себя называли. И я начал заниматься дизайном, чтобы хорошо сделать работу и решить стоявшие передо мной задачи.

Название компании Николая Иваненко действительно совсем не бизнесовое. Он использовал одну из родовых фамилий по маминой линии. Так получилась «Остраух дизайн студия» с ударением в первом слове на второй слог.

– Нас называют как угодно и никто не может запомнить правильное звучание. На самом деле с 90-х годов бизнес этот никак не развивался – он то падал в пропасть, то поднимался. 

Только когда у меня появился исполнительный директор – моя дочь – с тех пор, появилась какая-то стабильность. Она стабилизировала документацию и мои отношения с клиентами, с которыми я всегда легко рвал. 

Иваненко уверен: бизнес – это машина, которая может работать без него. «Остраух дизайн студия» же без Иваненко работать не сможет, а потому и бизнесом считаться не имеет право.

В компании в хорошие времена работает полтора десятка человек. Сейчас времена плохие и сотрудников – минимум. 

Многие сотрудники Остраух дизайн студии уехали в Москву, но все лучшее, что они сделали за карьеру, они сделали здесь, говорит Николай Иваненко. Внешне он – типичный творец, одержимый идеями. 

– Вы клиента хоть раз посылали на три буквы? – спрашиваю я, зная, что эта тема для него непростая. Именно дочь теперь разделяет общение отца-дизайнера с заказчиками.

– Это проблема. Посылал. Но это не достоинство. Это мой дикий характер. Я не хочу это делать, но приходится. 

Были разные случаи. Я возвращал авансы, отказывался от денег за уже сделанные проекты. Однажды была выполнена великолепная работа, но клиент повел себя очень недостойно. 

В итоге большую сумму, которая уже была потрачена на работу, я вернул. Влез в долги, но вернул, а работа на полке до сих пор.

Иваненко рассказывает о странном парадоксе – зачастую клиенты сами не хотят, чтобы им было хорошо.

– Обычно это выглядит так: я могу сам нарисовать, но у меня нет времени. Поэтому вот вам деньги, рисуйте. И из-за такого подхода все беды. Многие клиенты имеют амбиции в рекламе и дизайне. 

Бывает, что начинают показывать работу главному бухгалтеру, маме или жене. Тут я не возражаю. Но был случай, когда работу попросили оценить проходящую мимо кабинета уборщицу. И это за гранью.

Иваненко уверен – несмотря на все это, Красноярск с радостью принимает креатив, в отличии от Москвы. Здесь творчество, там – копипаст и подражание. Хотя сейчас и в Красноярске стало скучно.

– Здесь прошел период саморазвития бизнеса, когда ты мог воткнуть в землю палку и на следующий день собрать урожай. Раньше нужны были только наглость, авантюризм и немного денег. 

Раньше бизнес стоил столько, сколько он зарабатывал за год. Сейчас все иначе. Все закладывают пять-шесть-десять лет. Но от рекламы при этом ждут мгновенных результатов. Так не бывает.

Мы говорим о Красноярске как объекте дизайна. Я знаю, что эту землю Иваненко очень сильно любит и не променяет ни на что. Но нынешнюю ситуацию в городе он называет ужасной. Впрочем, даже в ней он находит хорошие детали.

– Все воспринимают дизайн как картинку. А это другое – это взрыв мозга, это организация. То, что заставляет вас жить по-другому. С новыми надеждами, новым взглядом на все вокруг. 

Красноярск невероятно красивый город, но многие решения… Может городу не хватает каких-то стандартизированных правил, но город ведет себя часто неинтересно. К сожалению. 

Я недавно шел и смотрел на тополя, которые весной опиливают. И сперва ведь это казалось ужасным, но прошло несколько лет, они обросли зеленой шапкой – я склоняюсь перед озеленителями. 

Это пример того, как действует дизайн – первое действие всегда кажется кошмарным, все неправильно. Но проходит время и ты понимаешь, что тебе стало комфортнее.

Я напоминаю собеседнику историю с конкурсом по разработке бренда края. Он говорит, что это – больная для него тема. 

Иваненко первым в России получил награду за телевизионный дизайн. Первым в Красноярске стал победителем на Московском международном фестивале. Его работа оказалась в призерах самого известного американского журнала о дизайне – HOW Magazine (howdesign.com) и обошла Nike. 

В те годы в Сан-Франциско даже появилось что-то типа фанклуба Николая Иваненко. Далее была престижная премия крупнейшего в мире Музея современного дизайна в Эссене (Германия) red dot communication award 2010 – Иваненко был третьим российским победителем за 60 лет.

Я логично спрашиваю – а почему он не уехал зарубеж? Говорит – было страшно.

– Меня страшила вся эта подготовка к эмиграции. Но и в те годы мне казалось, что лучшая жизнь и перспективы здесь. Сейчас я понимаю, что ошибался. 

В начале 2000-х мои идеи опережали время, сейчас я уже не так могу придумывать, как раньше. Хотя часто это неверие в себя. Мои сотрудники иногда находят мои старые работы и недоумевают, почему я их отбросил.

Я прошу Иваненко рассказать читателям, по каким красноярским работам его можно узнать. Перечисление оказалось долгим. 

Именно он сделал упаковку почти для всех местных телекомпаний (ТВК и Афонтово недавно ее изменили, упаковка СТС остается той самой, которую разработал дизайнер). Он придумал, как должен выглядеть дизайн кинотеатров «Луч» и «Эпицентр». 

За визуальное решение молока «Филимоново», разработанное Иваненко, уже два года судятся. Одна из последних работ – фитнес-клуб «Red». Из сильно прошлого – «Поколение-М» и IQ-бал как название, идеология и принцип. 

Мы рассуждаем о том, почему все события в Красноярске – это события, появившиеся во времена Пимашкова и Хлопонина. После них в городе не родилось ничего яркого и запоминающегося. На этот счет у Иваненко своя теория.

– Нужно, чтобы еще кому-то нужен был воздух. Нужно, чтобы кто-то захотел дышать. А пока все хотят сидеть в своих норках. Меня поражает этот покой. Меня поражает ностальгия по советским временам. 

Я недавно заехал в «Леруа Мерлен» – там мужики ходят и с восторгом разглядывают напильники, надфили и рубаночки. И я по лицам вижу, что эти же мужики хотят обратно в Советский Союз. Тихонько там сидеть и что-то строгать. 

Но почему они не понимают, что тогда не рубаночки бы в руках крутили, а бегали искали нужный гвоздь? И скорее всего своровали бы его на своей же работе!

 Нежелание дышать полной грудью – вот главная проблема. Все живут сейчас без желания сделать мир лучше. Но трудно обвинять в этом людей.

– Потому что просто время такое?

– Просто время такое.