«В Арктике необходимо сохранять стабильность и безопасность»: депутат Сергей Сизоненко о развитии красноярского севера в условиях санкций

970

24 мая


О развитии красноярской Арктики много говорят в последние годы, но с приходом спецоперации и западных санкций некоторые проекты рискуют остаться нереализованными. Как красноярский север будет развиваться в новой реальности – в программе «После новостей» обсудили с депутатом Законодательного собрания края Сергеем Сизоненко.

– Есть такая организация – Арктический совет. Она объединяет 8 стран, которые имеют выход в Северный Ледовитый океан. России объявили санкции, и теперь 7 стран никак не взаимодействую с нами в рамках совета. Что теперь с проектами – Восток Ойл, Северный морской путь – как они будут развиваться?

– 40% территории Красноярского края – арктическая, а треть всей Арктики принадлежит России. Поэтому разговоры, что Арктический совет будет без России, вызывают улыбку. Арктического совета без России не может быть. Поэтому и представители МИД, и мы, как общественная организация, считаем, что необходим диалог.

Президент нашей страны недавно в интервью подчеркнул, что, какими не были бы санкции, необходимо все проекты, которые развиваются в Арктике, продолжать, развивать. Также необходимо усиливать поддержку северных территорий – это и продовольственная безопасность, и безопасность территорий в целом. Тревогу вызывают учения, которые проходили в Норвегии недавно.

Я все-таки хотел бы, чтобы был путь диалога, чтобы наши компании, которые начали работать, увеличили потенциал и налоговые отчисления в бюджет Красноярского края. Это и создание сотни тысяч рабочих мест. Это будет, я в этом уверен, потому что все равно мы сохраняем импульс развития.

– Северный морской путь – самый коротки путь из Европы в Азию. Сейчас непонятно, нужны ли мы Европе с этим морским путем. С другой стороны – путь был выгоден Китаю. Нужен ли он все еще Китаю, чтобы доставлять товары в Европу. Как это сейчас будет развиваться?

– На Севере с каждым годом становится все теплее. Сейчас в Дудинке идет ледоход – это рано. Также меняется ледовая обстановка. Перемены чувствуются – весна приходит раньше, появляются новые птицы и растения, продолжительность лета увеличивается, начинает таять лед. Это дает потенциал. Северный морской путь экономит 14 дней морского пути. 14 дней – это по сути $1 млн. То есть деньги можно сэкономить при доставке груза с востока на запад. И Китай проявляет большой интерес к нашей территории. Наша страна может оказывать сопровождение грузам. Ни одна европейская компания не рискнет через свои страховые компании отправить корабль в такой путь, потому что есть тревожная ледовая обстановка. Наши атомные ледоколы могут сопровождать корабли. Это дает экономический потенциал.

Но Китай считает, что территория Арктики – международное достояние. Мы против такого интернационализма. Это все-таки территория России. Американцы тоже считают, что 22% мировых запасов нефти, газа, урана, платины и других полезных ископаемых находится в Арктике. Поэтому по поводу этих территорий чувствуется конфронтация.

– Почему сейчас компании из Европы и Китая не стоят в очередь на Северный морской путь?

– Нам, конечно, необходимо развивать потенциал наших портов. Должна быть система обслуживания кораблей. Здесь, конечно, необходимо развивать не только атомные ледоколы, но и санавиацию, безопасность, то, что требуется по международным стандартам. Страховые компании видят риски и определенные недоработки.

Интерес к Арктике проявляют страны Шанхайской организации сотрудничества. Это дает потенциал развивать территории. Самое важное – хотелось бы, чтобы в дальнейшем все страны участники сели за стол переговоров. В Арктике необходимо сохранять мир, стабильность, безопасность. Лучше плохой мир, чем хорошая война.

Фото на обложке: Алексанр Харитонов.