«Стреляет не ружье, стреляет голова»: заслуженный педагог России о способах предотвращения школьного буллинга

753

28 сентября


После трагедии в Перми стало известно, что студент техникума в Красноярском крае тоже планировал убить своих сокурсников. Как предотвращать трагедии в учебных заведениях и школьный буллинг? Почему с детьми важно строить диалог без закрытых тем? Об этом в программе «После новостей» поговорили с заслуженным педагогом России Евгением Ямбургом.

Евгений Ямбург – доктор педагогических наук, академик Российской Академии Образования и заслуженный педагог России. Он считает, что после трагедии в Керчи и потом в Казани нужно не заборами школу отгораживать, а идти в корень.

«Стреляет не ружье, стреляет голова. Скажу как член Союза педиатров, у нас реально здоровых ребят сейчас в России – 12,5% и не больше. Здоровых психически, физически. Это не значит, что они все смертельно больны, но это на грани нормы и патологии. На первом месте психоневрологические заболевания среди детей и подростков. Россия на первом месте в мире по буллингу и на одном из первых по количеству суицидов. Это связано с тем, что мы врачей – психологов, неврологов – убрали из школ. Потому что врач, который работает на территории школы, теряет выслугу лет, пенсию ветерана труда. Две-три строчки в законе – а у нас сейчас лежит предложение, я надеюсь, в новой Думе мы его продвинем – и вернем туда врачей, потому что надо начинать не тогда, когда уже случилось. Надо детского сада начинать следить за паттернами, которые становятся опасными».

Доктор педагогических наук считает, что школы и родители должны работать сообща. Всегда в случае травли огромный пласт вопросов к обеим сторонам.

«Во-первых, нужно, чтобы педагогическое образование было другое. Сегодня мало быть физиком, химиком, историком. На любом факультете нужно знать основы дефектологии, раз мы имеем дело с такими детьми. Это не значит, что они должны диагностировать школьников, но они должны видеть эти дефекты. 

Во-вторых, педагоги должны владеть культурологическими вещами, потому что взорвавшаяся бомба была заложена давно. Надо уметь честно и прямо смотреть на вещи и понимать, что закрытых на обсуждение тем быть не может».

Евгений Ямбург рассказывает историю из своей практики: пару лет назад погиб ребенок, который в воскресенье перебегал дорогу на Ленинском проспекте, и его сбила машина. Школа, кажется, не виновата, а у родителей теперь никого нет. Они просили подвезти гроб к школе, чтобы второклассники могли попрощаться.

«Я принял решение: кто считает, что это травма психики – не приглашать ребенка. 85% пришло. И они положили цветочек в гроб. Почему это так важно? Потому что во всех играх со стрелялками герои только в интернете рождаются и только в интернете умирают. А вот тут реальная смерть. Это не игрушки».

Но и родители тоже виноваты, считает заслуженный педагог России.

«Когда мне жалуются, что дети не читают, а я спрашиваю: “А вы на ночь хоть когда-нибудь детям читали? А диски со сказками ставили когда-нибудь?” Им было некогда. Я вспоминаю замечательного поэта Рождественского: “Хотите ли вы, не хотите ли, вы прежде всего родители. А все остальное – потом”. А что мы сегодня видим? Поставили ему планшет, родители беседуют, он на кнопки нажимает. А что мы потом удивляемся? И не надо мне рассказывать, что нет времени – тогда нечего и рожать детей. Это вопрос синтеза отношения родителей и педагогов».

Евгений Ямбург рассказывает, что очень обеспокоен одним праздником – 23 февраля, потому что он искажает трансляцию культуры.

«Все уже забыли, что праздник фейковый. Если открыть работу Ленина, написанную 23 февраля, там прочитаем, что в этот день советские войска позорно бежали из Пскова. Никакой там победы не было. А праздник придумал Лев Троцкий.

И вот 23 февраля прошлого года поднимается мальчик и говорит: “Я ненавижу ваш праздник”. Выходит и хлопает дверью. Он чеченец. Ровно 23 февраля чеченцев вывозили как предателей, и половина погибла в этих вагонах. Молчать будем или разговаривать? Какой разговор с этим парнем? “Это не русские, эта вся бесчеловечная сталинская система, которая уничтожала. Смотри, сколько русских пострадало во время коллективизации. Народ не может быть предателем. Разве только чеченцев вывозили?”

Надо разговаривать по-честному. Тогда дети будут нас уважать».

Заслуженный педагог России говорит, что источником травли могут быть не только сверстники, но и учителя, директор школы.

«Если директор вырвала из уха серьгу ребенку, это же травля. Или выгоняют девочек, у которых другой цвет волос. Меня интересует ни то, что на голове, а что в голове. Совок из нас лезет. Что делать, если ребенка травят? Родителям быть очень бдительными, не делать вид, что ничего не происходит. Потому что если девочка не спит ночами, не хочет идти в школу – это травля. Но сегодня 21 век. У меня существует секретная служба безопасности – «интернетчики». Они под никами выявляют, где начинается травля.

Не так давно у Евгения Ямбурга был показательный случай: две девочки 9-классницы, чтобы понравиться бойфренду, отправили фотографии, где они обнажены.

«Как сказала моя пожилая жена, в их времена, чтобы понравиться мальчикам, они надевали колготки, а сейчас снимают. Так вот этот парень выставил фото в интернете. Началось обсуждение, как знаменитая школа Ямбурга воспитала проституток. Классные руководители начали блокировать фото. А девочки уже письма написали, что идут бросаться с крыши 22 этажа. На следующий день я вызываю этого парня и его папу. Это прекрасный мужчина, офицер, прошел Афганистан. И при нем мы разговариваем со школьником: “Они, конечно, глупые, но как бы ты потом жил, если бы на твоей совести было два трупа?” Его отец спрашивает, что тут делать. Я снял очки и говорю: “Мне нельзя, а тебе можно – прикладная педагогика”. Он дома ему врезал, парень в понедельник с синяком пришел. Вот это сочетание традиции и новаторства – кнута и пряника. Но я еще раз говорю: нет универсальных приемов.

Помимо «прикладной педагогики», доктор педагогических наук рассказывает, что иногда нужно применять и действенную.

«Другая история – попытка самоубийства. Обычная девичья история – мальчик ее оставил. Она еще не знает, что мальчики, как автобусы: один отходит, другой приходит. Но у нас действенный подход. Мы сотрудничаем с онкологическим центром. И как только она стала работать волонтером с девчонками, которые лысые после лучевой терапии, увидела, как они борются за жизнь, то собственные проблемы оказались такой ерундой. Это не лекция про то, что жизнь нужно ценить. Это сама жизнь, противоречивая, но очень интересная».

Но закрытые темы все еще есть, потому что не все учителя и родители готовы открыто говорить с детьми, считает Евгений Ямбург.

«Я за то, чтобы нормальные продвинутые школы выходили в сети, имели свои блоги. Особенно важно – новое педагогическое образование, где всему этому учат. Меня не смущает, что какой-то учебник плохой. Мне важен диалог. А мы все к нему часто можем быть не готовы. Знаете, как нас дети называют? Винтажный газовый генератор – в переводе “старый пердун”. Чтобы не быть этим генератором, надо опережать время и работать с детьми по-честному».


Ранее в Краснотуранске студент Южного аграрного техникума планировал убийство однокурсников 1 сентября. Многие пользователи соцсетей решили, что подросток из Красноярского края «вдохновился» пермским инцидентом и решил действовать также.   

Напомним, 20 сентября на территорию государственного университета Перми ворвался 18-летний студент оружием.