Метро в Красноярске: мечта vs. реальность

6866

18 февраля


Красноярску в очередной раз пообещали метро. Правда жители города уже не верят в то, что подземка может появиться.

Новости ТВК решили разобраться, где заканчиваются ожидания и начинается реальность. Сколько стоит провести в нашем городе подземку, будут ли менять схему подземных коридоров и сколько еще жителям придется ждать.

В кабинете у замминистра строительства и архитектуры края Игоря Иванова – именно такую должность теперь занимает бывший глава управления по строительству метрополитена в Красноярске – тот же макет, те же схемы и карта, что и в далеком 1997 г.

В который раз Иванов рассказывает о том, что первая очередь метро по проекту будет включать в себя 5 станций: на ул. Высотной, ул. Копылова, у ЖД вокзала, на площади Революции и на ул. Карла Маркса. 

Так было запланировано еще в 90-х – когда городу впервые дали надежду на метро. А сейчас ее еще и подкрепили ее новой датой.

«Надеемся, что 4-5 лет уйдет на первую линию. Ну а начнем, я думаю, после Универсиады в 2019 г.», – рассказал замминистра строительства и архитектуры Красноярского края Игорь Иванов.

Но таких дат было много. Разные формулировки, разные лица, но смысл один – метро будет, нужно только подождать. 

Совпадение или нет, но каждый раз обещания метро совпадают с датами выборов власти. 

В 1995 г. жители готовились выбирать мэра и впервые – губернатора. В 2005 г. снова губернаторские выборы и снова обещание метро. В этом году о метро заговорили после визита в Красноярск Владимира Путина.

«Приоткрою вам некоторые нюансы личного разговора с Владимиром Владимировичем. Когда в ходе разговора я спросил, можно ли сказать журналистам, что мы не исключаем строительство метро, он ответил – "почему не исключаем? Мы будем строить метро". Поэтому стучу по дереву, что с метро будет полный порядок», – заявил врио губернатора края Александр Усс.

Само решение о строительстве метро было принято намного раньше – за 2 месяца до того, как это сообщили красноярцам.

«Те, кто готовил эту поездку, им нужно было сделать то, чего хотят люди – они ориентировались на наши общие интересы. Некоторые обещания были вполне ожидаемыми – метро, например. Еще в декабре президент подписал закон о внеуличном транспорте – и сейчас принимается программа строительства. Сейчас метро будет строиться в крупных городах», – рассказал политолог Сергей Комарицын.

Отметим, метро в России строят только в городах-миллионниках. По официальным данным Росстата, до такого статуса в нашей стране «доросли» уже  15 городов. Однако метрополитен действует только в 7 из них. 

В Москве метрополитен запустили в 1935 г. А проектировать его и вовсе начали еще когда население города было чуть больше миллиона. 

В 1955 г. первая подземная ветка заработала в Санкт-Петербурге. В Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге метро появилось в период с середины 1980 до 1991 гг. 

Единственный город, где за последние 20 лет построили подземку – Казань. Там метро открыли в 2005 г.

Но даже если в Красноярске начнется строительство метро, говорят эксперты, проблема в том, что его проект за эти годы не изменился. По словам властей, корректировка заложена, но минимальная.

А ведь с начала 90-х город кардинально поменялся – строительство пошло не в сторону Бугача, как предполагалось, а ушло в Покровку и в сторону мкрн Северный.

«Корректировка проекта в любом случае нужна. Прошло 3 года – схема утратила свою актуальность. Необходимо новое техзадание, и новые соображения – как, что, зачем и почему», – отметил технический директор ОАО «Научно-технический прогресс» Михаил Сашко.

Но планов для расширения, говорят в администрации, много. 

Есть идея провести ветки на правый берег – от Черемушек в сторону пр. Красноярский рабочий, а на левом берегу построить ветку от Солонцов до Кузнецовского плато. Захватить обещают Солнечный и Академгородок. 

Но по опыту предыдущих лет, загадывать не стоит – ведь сеть метрополитена не охватит сразу весь город, да и люди не будут спускаться в подземку, если там не будет нужных им направлений.

«Прежде чем начать обсуждать строительство метро – а мы обсуждаем строительство метро не по той причине, что у нас будет там построено 3 станции и 2 линии, и мы будем в субботу и воскресенье ходить туда на экскурсии. Мы хотим метро, чтобы удовлетворять свои транспортные потребности», – отметил доцент кафедры транспорта СФУ Александр Фадеев.

Сейчас уже просчитана сумма, необходимая для строительства подземки – это около 70 млрд руб. 

Отметим, помочь со строительством метрополитена готовы и иностранные фирмы – например, Турецкая компания «Колин». Они еще в 2012 г. планировали в рассрочку построить нам метрополитен, но тогда власти отказали. 

Теперь компания снова хочет помогать – на этот раз власти дали согласие, но с оговорками: только в качестве субподряда и только на определенных объектах. Так Новостям ТВК заявили в компании, которая строила метро в Стамбуле, Азербайджане и Объединенных Арабских Эмиратах.

«Компания "Колин" готова строить, готова подключиться к строительству. Уже проработан проект и в компании готовы работать. Построить с высоким качеством и с сокращением сроков, без задержек», – подчеркнул представитель компании по красноярскому краю Виктор Троянов.

А сами красноярцы в появление метро, после стольких обещаний, верят с трудом. Но надеяться пока не перестают.