Бензиновый кризис: к чему приведет рост цен на топливо в России

2913

30 мая


Пока цены на бензин в России стремительно растут, «нефтедобывающая монополия» успешно продает топливо за границу. Власти пытаются вернуть производителей на отечественный рынок, но их меры пока недейственны. Новости ТВК выяснили, что быстрее закончится – топливо в стране или деньги в кошельках россиян.

Бензиновый кризис: к чему приведет рост цен на топливо в России

В последнее время в России сложилась парадоксальная ситуация. Если раньше была четко видна зависимость курса рубля от стоимости нефти, то сейчас эта прочная связь пропала: рост цен на нефть не приводит к укреплению российской валюты.

Из-за этого крупным нефтедобывающим компаниям стало невыгодно продавать топливо на отечественный рынок – сейчас они больше ориентированы на экспорт. Это один из тех факторов, из-за которых цены на бензин в стране в последние месяцы стремительно растут вверх. Однако эксперты уверены, в этой ситуации страдают только простые граждане.

«Ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, говорит о том, что Центробанк целенаправленно действует на понижение курса рубля. Это выгодно крупным нефтяным компаниям и правительству. 

В бюджете страны на текущий год заложена стоимость барреля в размере $40, при курсе 64 руб. за 1$. Нетрудно посчитать, насколько больше получит бюджет, при сегодняшних ценах», – отметил руководитель регионального «Союза владельцев независимых АЗС» Михаил Кичайкин.

Еще один фактор – постоянное повышение акцизов и налогов на топливо. По словам экспертов, сейчас 70% стоимости топлива составляют именно они. И выгодны они так же – только государству.

«Увеличивая акцизы, довели до того, что когда наша страна проигрывала на внешнеэкономическом рынке при продаже нефти за границу, у нас увеличивали акцизы для того, чтобы эти потери компенсировать за счет нас. 

Загнали до того, что на сегодняшний момент при условии, что нефть растет, курс валют тоже большой, наше государство выигрывает на рынках продажи за границу, но стоимость топлива у нас на сегодняшний момент растет каждый день вместе с курсом валют», – рассказал координатор ФАР в Красноярске Егор Фролов.

В итоге сейчас даже при снижении цен на нефть ждать уменьшения стоимости бензина не нужно. По мнению экспертов, политика государства сегодня показывает, что цены на топливо в России могут достигнут и уровня Европы. А это в среднем – 100 руб. за 1 л.

«Цены на бензин на внутреннем рынке больше не поддаются рыночным механизмам. Рынок нефтепродуктов в России за последние годы окончательно монополизировался. Сейчас нефтяные компании-производители могут устанавливать любые цены, какие им захочется. 

К сожалению, в России отсутствуют законодательные инструменты, которые позволили бы сдержать рост цен. Судя по комментариям правительства и регулирующих органов, нас готовят морально к среднеевропейским ценам. Снижение мировых цен может лишь сдержать темпы роста цен внутренних», – подчеркнул Михаил Кичайкин.

Единственное, что сейчас предложило правительство, – снизить акцизы с 1 июля. Но даже сами чиновники не обольщаются, что это приведет к снижению цен. В правительстве четко заявляют: это поможет лишь притормозить их рост.

«Нужно пересматривать всю политику акцизов на топливо, разделить внешнюю и внутреннюю торговлю топлива, не загибая акцизы. А также пересмотреть все налоги на добычу полезных ископаемых и продажу на внутренний рынок», – сообщил Егор Фролов.

Но на это потребуются годы, а, может, и десятилетия. Поэтому эксперты предлагают и другие пути решения проблемы.

«В краткосрочной перспективе возможны следующие (неэффективные) меры:            

          – полная отмена акцизов (при этом цены с начала года выросли более чем на их размер и продолжают рост),
          – увеличение минимальных норм продаж нефтепродуктов на бирже (но нефтяные компании зачастую покупают на бирже товар сами у себя, взвинчивая цены),
          – введение заградительных пошлин на экспорт (это всего лишь перекладывание денег из одного кармана в другой. К тому же, доля экспорта мала).

Единственной эффективной мерой, в данной ситуации, является прямое указание первого лица государства об остановке роста цен», – рассказал Михаил Кичайкин.

Из-за повышения роста цен на топливо в Бразилии возник дефицит базовых товаров: бензина, дизельного топлива, продуктов питания, сообщает ТАСС. Но у нас такого пока не ожидается, говорят эксперты.

«Нехватка топлива не возникнет, потому что есть резерв, нельзя продавать больше имеющихся запасов. Все-таки это стратегический продукт», – отметил Егор Фролов.

Дефицит топлива может быть связан лишь с сезонными проблемами НПЗ.

«Нехватка топлива в России уже наблюдается. Но это мало связано с экспортом. На самом деле, готовых нефтепродуктов из России экспортируется не так много – в среднем, не более 15% от произведенного. 

Дефицит на внутреннем рынке – это ежегодная ситуация, связанная с сезонностью спроса, ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, нежеланием компаний вкладываться в увеличение производственных мощностей», – рассказал Михаил Кичайкин.

Однако что, скорее всего, произойдет в ближайшее время из-за роста цен на топливо – рост инфляции. Хотя ЦБ ее пока не видит и говорит, что цены на бензин растут, потому что растут цены и акцизы на топливо на мировом уровне.

«Наша страна имеет второе место по добыче нефти. Наша страна не должна реагировать на продажи заграницы, что там что-то увеличилось, поэтому мы тоже увеличиваем. Мы должны быть независимы в отношении внешней торговли и внутренней торговли топлива в нашей стране», – отметил Егор Фролов.

«В России две инфляции – официальная и та, что мы видим в магазинах. Официально, с начала года инфляция не превысила 3%. Фактически, оптовые цены на топливо выросли более чем на 20%», – добавил Михаил Кичайкин.

Растущий протест населения против повышения цен на бензин в России уже заметен. Например, в Новосибирске перевозчики собрались на пикет. В Красноярске распространяется смс-рассылка с призывом бойкотировать АЗС. Но эта мера неэффективна, уверены эксперты.

«С тем же успехом можно попробовать дышать через раз, что бы сэкономить кислород на планете», – отметил Михаил Кичайкин.

«Бойкотирование розничных сетей автозаправочных станций бесполезно, потому что розничная продажа топлива не зависит от оптовых цен. Розница здесь не при чем. Сегодня оптовая цена очень высока», – рассказал Егор Фролов.

Также эксперты не исключают, что в Красноярске может вырасти спрос на электромобили и автомобили на газовом топливе, ведь сейчас это общемировая тенденция. А при покупке авто на бензиновом двигателе определяющим критерием теперь может стать лишь его объем.  

«Увеличится спрос. Причем при этом увеличится и цена на электромобили, на гибридные автомобили. Все развитые страны изначально приобретают маленькие машины для того, чтобы экономить на том же топливе. А у нас неизвестно, куда будут девать те джипы, которые уже понабрали», – отметил Егор Фролов.

Есть ли предел роста цен на бензин? Как мы уже отмечали, правительство может сравнять наши цены с европейскими. Но и это, уверены эксперты, не финальная точка.

«Это самый грустный вопрос. В какой то момент роста мы упремся в психологический и экономический барьер, когда внутренние цены сравняются с ценами соседних стран, а затем преодолеем и его. 

Рано или поздно (в ближайшие 5 лет) наступит ситуация, когда топливо для внутреннего рынка дешевле станет импортировать. Чтобы этого не происходило, правительство, вероятно, введет заградительные пошлины на импорт, и рост цен продолжится», – рассказал Михаил Кичайкин.

Напомним, за май в Красноярске повышение цен на бензин было зафиксировано 6 раз. Так же стремительно стоимость топлива росла и в апреле